ГОЛЛИВУДСКИЙ ГОД ОБЕЗЬЯНЫ
Rise of the Planet of the Apes ,
movie.ru
20th Century Fox
Дата выпуска в США: 5 августа
Дата выпуска в России: 4 августа
Режиссер: Руперт Уайатт
Сценарий: Рик Джаффа, Аманда Силвер, Джейми Мосс
Продюсеры: Питер Чернин, Дилан Кларк, Рик Джаффа, Аманда Силвер
Оператор: Эндрю Лесни
Композитор: Патрик Дойл
В ролях: Джеймс Франко, Том Фелтон, Фрида Пинто, Джон Литгоу, Энди Серкис, Брайан Кокс, Тайлер Лабин, Джейми Харрис, Дэвид Ойелово
ГОЛЛИВУДСКИЙ ГОД ОБЕЗЬЯНЫ
Французский первоисточник, британский режиссер, голливудское финансирование – «Восстание планеты обезьян» с самого начала затевалось как международный проект, рассчитанный на международный успех.
В 1963 году французский писатель Пьер Буль написал сатирическую антиутопию «Планета обезьян».
Действие книги происходит в далеком будущем; космонавты-земляне, прилетевшие на далекую планету, обнаруживают, что она как две капли воды похожа на Землю. Вот только разумными существами на этой планете являются обезьяны, а люди лишены разума и ведут себя как домашние животные. Изображая пороки обезьяньего общества, писатель вволю поиздевался над своими современниками, а в конце книги вернул космонавтов на Землю, где к тому времени власть также захватили обезьяны.
Буль был совершенно уверен, что роман невозможно экранизировать, и сильно удивился, когда Голливуд купил у него права на создание киноверсии. Но в Голливуде не зря заинтересовались этой книгой: Америка переживала период острых расовых столкновений, а история противостояния людей и обезьян позволяла затронуть щекотливую тему метафорически, сглаживая острые углы.
В 1968 году был снят первый фильм «обезьяньей» эпопеи с Чарлтоном Хестоном в главной роли космонавта-землянина.
Путь этой картины к экрану был нелегким. Кинокомпанию Fox смущали многие аспекты - фантастика в те времена считалась малопрестижным жанром, и вдобавок в романе одичавшие женщины ходят с обнаженной грудью. Но больше всего студийные боссы опасались, что люди в гриме обезьян будут выглядеть на экране глупо и ненатурально. Специалист по гриму и муляжам Джон Чемберс несколько месяцев готовился к проекту, просиживая часами в лос-анджелесском зоопарке и делая рисунки обезьян в разных ситуациях и позах. Студия согласилась выделить $5 тыс. на эксперименты с гримом и съемки пробной сцены с участием Чарлтона Хестона и загримированных под обезьян Джеймса Бролина и Эдварда Дж. Робинсона. Результат привел начальство в восторг, и фильм запустили в производство. Съемки «Планеты обезьян» вызвали в Голливуде небольшой производственный кризис - на съемочной площадке работало более 80 гримеров, из-за этого пришлось задержать съемки других проектов. Но результат оправдал ожидания: фильм, снятый на бюджете $5.8 млн, собрал в прокате $32.6 млн и принес Чемберсу заслуженный «Оскар».
Приятно удивленный, Пьер Буль написал сценарий второй серии – «Планета людей».
Действие в нем происходит через 14 лет; герой Хестона занимается просветительством среди уцелевших людей, готовящих восстание против обезьян. Продюсеры сочли просветительские идеи Буля некиногеничными; они дали ему от ворот поворот и обратились к профессиональным сценаристам, которые сочинили в меру шаблонную авантюрно-приключенческую историю «Под планетой обезьян» (1970): герои находят разумных людей, живущих в подземных пещерах, и вместе с ними сражаются против обезьяньей тирании. Фильм эффектно завершался гибелью всей планеты в атомном взрыве.
Сиквел тоже имел большой успех, и студия, естественно, захотела снять третью серию. Сценаристам пришлось сильно напрячь мозги, чтобы выкрутиться из ситуации, в которую они сами себя поставили. В конце концов, решили снять что-то вроде «перезагрузки» (хотя в те времена таких слов не знали). В фильме «Побег с планеты обезьян» (1971) в предыдущую серию внесли небольшую поправку: оказывается, три обезьяны успели улететь с погибающей планеты на космическом корабле землян и добрались до Земли - причем благодаря пространственно-временным искажениям они попали в конец ХХ века. В последующих фильмах «Завоевание планеты обезьян» (1972) и «Битва за планету обезьян» (1973) их потомки захватывали власть на Земле.
Вслед за этими пятью фильмами последовали игровой сериал, анимационный сериал, серия комиксов и несколько линий игрушек. Обезьяномания продолжалась до конца 70-х годов, но потом постепенно пошла на спад.
Новая волна интереса к «Планете обезьян» всколыхнулась в конце 80-х годов.
На протяжении 90-х годов Fox несколько раз пыталась запустить различные вариации на обезьянью тему. В одной из них обезьяны были властителями империи наподобие Римской, а люди были у них рабами. Питер Джексон предлагал проект, в котором обезьянья цивилизация переживала период, соответствующий Возрождению. Оливер Стоун предложил обезьянью «теорию заговора»: в его наброске сценария люди находили погруженных в криогенный сон разумных обезьян, которые знали секретные коды к Библии, позволяющие расшифровать записи о событиях, которые произойдут в будущем. В середине 90-х проектом заинтересовался Арнольд Шварценеггер; для него написали сценарий, в котором герой отправлялся в космос в поисках антивируса для спасения человечества от страшной эпидемии; он попадал на планету обезьян, доблестно сражался, находил нужное лекарство, а вернувшись на Землю, обнаруживал, что люди вымерли, и остались только обезьяны.
В конце концов, обезьянья эпопея попала в руки Тима Бертона.
В 2000 году он снял фильм «Планета обезьян», довольно близкий к роману Пьера Буля и по сюжету, и по духу. В преломлении Бертона эта история превратилась в злую сатиру на голливудские боевики. Фанаты «классического» киносериала предали фильм анафеме, но мейнстримная аудитория приняла его хорошо: «Планета обезьян» (2000) собрала в мировом прокате $362.2 млн. Однако создать на ее основе киносериал оказалось невозможно: Бертон создал очередную вселенную, в которой мог творить только он сам - а интереса к сиквелу он не испытывал.
Только к 2008 году Голливуд дозрел до следующей перезагрузки. В «Завоевании планеты обезьян» (1972) действовал разумный шимпанзе Цезарь, который поднимал восстание обезьян против людей. Продюсер Скотт Фрэнк решил «переосмыслить» происхождение и историю Цезаря с использованием новых технологий.
В классическом киносериале Цезаря играл актер Родди Макдауэлл в «обезьяньем» гриме. Несмотря на то что грим был по тем временам революционным, все равно невозможно было избавиться от чувства, что на экране - человек, загримированный под шимпанзе. Фрэнк решил использовать метод захвата образа в движении: наложить на играющего актера внешность обезьяны. Фрэнк также принял решение, что действие фильма будет происходить в наши дни и что обезьяны поумнеют благодаря генной инженерии. Фрэнк нанял сценаристов Рика Джаффу и Аманду Силвер писать сценарий и решил, что сам поставит фильм, который в тот момент назывался «Генезис обезьян». «Мы немного изменили классическую мифологию, - рассказывал он в интервью той поры. - В старых лентах обезьяны поумнели, потому что они стали жить с людьми как домашние животные. Но это слишком неправдоподобно. Мы хотели, чтобы эта история строилась на более реалистичной завязке».
Проект оказался непростым. Долгое время Фрэнк и его сценаристы не могли решить, будут ли обезьяны говорящими (каждый план-кадр с участием говорящей обезьяны заметно замедлял работу и делал процесс довольно дорогостоящим). В январе 2010 года стало известно, что Фрэнк ушел из «Генезиса обезьян», и студия Fox положила проект на полку. Причина – чрезмерная дороговизна проекта.
Однако три месяца спустя Fox выпустила сенсационное заявление, что проект снова запущен в производство под названием «Цезарь: Восстание обезьян»; продюсером стал бывший глава Fox Питер Чернин, а режиссером пригласили малоизвестного британца Руперта Уайатта. «Думаю, он взял меня, потому что мы одинаково видели будущий проект, - говорил впоследствии Уайатт. - Мне повезло - я работаю с продюсером, который раньше руководил студией и знает все ходы и выходы!»
На роль Цезаря пригласили Энди Серкиса, который подобным образом сыграл Горлума во «Властелине колец» и исполнил заглавную роль в «Кинг Конге» (2005). По словам актера, ему пришлось готовиться к этой виртуальной роли гораздо усерднее, чем к предыдущим. «Все почему-то считают, что если я сыграл гигантскую гориллу, то сыграть шимпанзе для меня пара пустяков, - говорит актер. - Но самом деле у горилл, шимпанзе и орангутангов совершенно разная пластика и мимика. И, что важнее всего, их отношение к миру отличается самым кардинальным образом. Это все равно, что сказать, что Гамлета и короля Лира можно играть совершенно одинаково - ведь оба они персонажи Шекспира! Мне вообще не нравится термин «захват образа в движении». Речь идет не о захвате движения, а о захвате актерской игры. Цезарь - интереснейший герой, и его история прослеживается на протяжении многих лет. Я играю его с трехлетнего возраста до того дня, когда он становится лидером и символом движения за освобождение, кем-то вроде Че Гевары. В сценарии много сцен, которые требуют тонкой игры, построенной на нюансах. И Цезарь - не единственная обезьяна, в чьем характере чувствуется настоящая глубина. Все обезьяны в нашем фильме - интересные, сложные личности».
Задача, стоящая перед Серкисом, особенно сложна еще и потому, что после долгих споров и сомнений создатели фильма решили, что обезьяны не будут разговаривать. Для общения с людьми и своими сородичами Цезарь использует язык знаков. «Я спрашивал себя, во что я ввязался, - вспоминает Уайатт. - Я снимаю фильм, в котором главный герой вообще не говорит! Что делать? Переводить язык знаков с помощью субтитров? Но мы не хотели, чтобы у нас было «кино на иностранном языке». Поэтому нужно было сделать упор на визуальные средства выражения. К счастью, Энди Серкис - актер, который может сказать с помощью мимики практически все. Нам очень повезло, что мы его нашли». На роль главного героя, генетика Уилла Родмана, ставящего эксперименты с обезьянами, первоначально претендовал Тоби Магуайр. Однако актер был недоволен сценарием (в частности, размерами своей роли). Поговаривали, что он пришел на переговоры с экземпляром сценария, испещренным замечаниями и предложениями. Студия отказалась идти на уступки, и Магуайра быстро заменили на более сговорчивого Джеймса Франко. Джон Литгоу согласился сыграть отца Уилла, а на роль его возлюбленной и заодно специалистки по обезьянам пригласили Фриду Пинто. Брайана Кокса взяли на роль главного злодея - хозяина обезьяньего питомника. Том Фелтон согласился на роль его сына.
Съемки начались 5 июля 2010 года в Ванкувере - точнее, в его пригороде Бэрнаби, на студии Mammoth Studios. Некоторые натурные сцены снимались в Сан-Франциско и на Гавайях, но большая часть съемок проходила в огромном павильоне студии, где были построены декорации для сцен, в которых развернется основное действие фильма. Самая большая из них - декорация питомника обезьян (размер - 200 на 300 футов), которую строили три месяца. В центре ее водрузили разборное дерево высотой 30 футов. Все ветки на этом дереве крепились таким образом, чтобы их можно было легко снять и снова прикрепить; оператор с камерой мог занять на этом дереве любую нужную ему позицию. В этом же павильоне построили научную лабораторию, где Уилл проводит свои генетические эксперименты, а также интерьеры жилых помещений. «Мы стремились к предельной реалистичности, - рассказывает Уайатт. - Наш оператор Эндрю Лесни снимал «Властелина колец», он знает, как добиться реалистичности фантастического визуального ряда».
Еще одно связующее звено с «Властелином колец» - компания спецэффектов WETA, которая почти год занималась постпродукцией. Каждый кадр с участием обезьян проходил три-четыре стадии обработки: сначала снимали человека, увешанного датчиками, на фоне синего экрана; потом на это изображение накладывали обезьяну; потом обезьяну с человеческой мимикой и пластикой переносили в кадр. Во время съемок на площадке находился огромный монитор, на котором можно было следить за макетом, воспроизводящим движения актера, и моделью обезьяны, повторяющей все, что он делает. «Мы следили за тем, чтобы ни малейший нюанс мимики не потерялся при переносе на лицо обезьяны, - говорит Уайатт. - Главное для нас - заставить зрителей поверить в то, что Цезарь - действительно разумный шимпанзе, которому нужно сопереживать».
...Уилл Родман (Джеймс Франко) - ученый-генетик, работающий в научной лаборатории GenSys, где разрабатывается лекарство от болезни Альцгеймера, которой страдает отец Уилла, Чарльз Родман. Уилл надеется создать вирус, способный укреплять и восстанавливать мозговую активность. У одной из подопытных обезьян обнаруживается удивительный прогресс - но она умирает и передает свои способности по наследству родившемуся ребенку, которого нарекают Цезарем. Исследования сворачивают, и Уилл забирает Цезаря домой. Он воспитывает его и постепенно убеждается, что его питомец не просто смышленое животное, а разумное существо. Из-за конфликта с соседями Уилл вынужден отправить Цезаря в обезьяний питомник - настоящую тюрьму, где обезьян держат в клетках и всячески над ними измываются. Цезарю удается перехитрить людей, вырваться из клетки и поднять восстание... Действие фильма разворачивается на протяжении нескольких лет и завершается в 2016 году.
По словам сценариста Джаффы, финал у этой истории довольно мрачный - но «Восстание планеты обезьян» построено так, что концовка легко может стать завязкой следующей серии. «Я надеюсь, что мы закладываем основу для большого, интересного киносериала, - говорит он. - Мы закинули несколько наживок в расчете на то, что будем ими заниматься в следующих фильмах. Классический сериал исследовал природу расовых столкновений и социальных катаклизмов; но сегодня расовые проблемы стоят не так остро, как 50 лет назад. Поэтому мы поставили во главу угла проблему человеческой гордыни. Уилл Родман - человек, сотканный из противоречий. Он ставит эксперименты, находящиеся за гранью добра и зла. Невозможно сказать с полной уверенностью, прав он или нет. То, что с ним происходит, - настоящая драма». Но самое главное, по словам режиссера, - то, что «эта картина полна надежды. Несмотря на мрачность этой истории, в ней нет того цинизма, который пронизывал фильм-оригинал. Мы подготовили площадку для нового киносериала - и мы надеемся, что у него будет долгая жизнь».